Готовиться к школе… играя!

Светы психолога.

Наверное, не однажды мы задавали себе вопрос: готов ли наш ребенок к обучению в школе?

Казалось бы, ответ на это вопрос очень прост. Многие рассуждают следующим образом:

«Мой ребенок умеет считать, читать, печатать буквы, Мой ребенок знает много стихов, листает детские энциклопедии, хорошо говорит. Мой ребенок имеет портфель, школьную форму, школьные принадлежности. Мой ребенок полностью готов к школе!»

Все перечисленное является важными компонентами школьной готовности. Важными, но не достаточными!

Случается, что эрудированные, развитые дети в первом классе вдруг испытывают трудности! Учителя начинают жаловаться на низкую успеваемость, неорганизованность, нарушения правил поведения, отказ от деятельности. Возникают трудности в общении со сверстниками.

Что является причиной таких неожиданных изменений?

Оказывается, с первых дней обучения от ребенка требуют внимательности, усидчивости, прилежания, ждут развитых умений следовать правилам. Умений совместной работы с учителем. Эти требования в первые месяцы учебы имеют подчас большее значение, чем требования к знаниям.

Первоклассник попадает в другой мир. В этом мире:

  • Нужно уметь не только говорить, но и слушать. И слушать даже больше, чем говорить.
  • Нужно уметь не только выполнять задания, но и выполнять их вместе со всеми, по определенным правилам.
  • Нужно обращать внимание не только на то, что интересно, но и на то, что важно. А это требует больших волевых усилий, того, что называется произвольностью.

Все это относится к психологической составляющей школьной готовности. Если ребенок оказывается не готовым принять свой новый статус школьника, а только играет в школу. Если ребенок не готов САМ, произвольно (в рамках возраста) направлять внимание, регулировать поведение, принимать правила, то через некоторое время он начнет испытывать затруднения, сначала в учебной деятельности, в затем в освоении школьного содержания.  Такие дети теряются, разочаровываются в школе, и во всем,  что с ней связано.

Попытаемся понять, на что обратить внимание, что может помочь нашим детям достойно встретить первые школьные трудности.

И первое, на что хотелось бы обратить внимание, это игра.

Игра  является ведущим видом деятельности дошкольников. Значение игры трудно переоценить: играя, ребенок познает мир, свойства предметов, совершенствует ручные движения, развивает умственные операции.

Мы часто видим, как дошкольники используют очень интересный вид игры – сюжетно-ролевая игра. Они представляют себя военными, врачами, родителями и т.д. В этих играх ребенок учится выстраивать отношения, обогащает свой деятельностный опыт, развивает речь, усваивает определенные социальные нормы.

Чем богаче опыт ребенка, тем разнообразней набор сюжетно-ролевых игр, тем активнее идет развитие ребенка.

Задача родителей на данном этапе – расширять опыт малыша: посещать театр, кино, читать, знакомиться с окружающим миром и обязательно обсуждать все увиденное и прочитанное!

Развитие ролевой игры приводит к закономерному появлению игры с правилами. В этих играх дошкольник научится сознательно подчиняться правилам, следить за своими действиями, действиями партнеров по игре. Посмотрите, как дети договариваются: во что будут играть – вот она постановка задачи! Как будут играть – вот поиск общего способа действий! Игра с правилами предполагает принятие общего решения, удовлетворяющего всех – вот отличный способ приобретения коммуникативных навыков, умений действовать сообща. Но этому тоже необходимо учить, и учить целенаправленно, постоянно, задача взрослого – наиболее полно передать весь свой социальный опыт.

Этот вид игры имеет решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности, таких, как постановка учебной задачи, контроль и оценка достигнутого результата, выбор действий, направленных на выполнение задачи.

Подведем итог.

Игра – это отличный тренинг для будущего школьника. В игре рождается все то, что поможет первокласснику справиться с первыми школьными трудностями, а именно – умения ориентироваться на систему правил в работе, сознательно (произвольно) регулировать поведение, умения принимать инструкции и действовать по инструкции, умения работать по образцу, контролировать свои действия и соотносить их с действиями других.

В игре идет активное развитие памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.

Но развивающая суть игры более всего проявляется в тех случаях, когда взрослый включается в нее как организатор, источник деятельностного и социального опыта, источник непосредственно игрового опыта!