Как помочь ребенку учиться

Родители, которые практически сразу предоставляют детям полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же неправы, как и те, которые оказывают детям чрезмерную опеку. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, во втором -  формируется безответственность, уверенность, что все будет хорошо и без собственных усилий.

Конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при совместном приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Источник света должен находиться спереди или слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Очень важно приучить сына или дочь вовремя садиться за уроки.  Подсказать, что пришло время сделать перерыв. Затем – что надо его закончить.

Если у ребенка есть четкий распорядок дня, то напоминать о том, что пора приниматься за работу, вам придется недолго – первые 2-3 месяца.

Вот ребенок сел за стол, достал тетрадь. Маме или папе нужно быть около него. Надо следить, чтобы он не отвлекался.

Он должен сразу же привыкать работать не отвлекаясь. А раз не должно быть отвлечений, то и родительские замечания нужно свести к минимуму. Вернуть внимание ребенка к работе можно жестом, кивком головы, негромким напоминанием: «Пиши, пиши!», удивленным вопросом: «Почему же ты не решаешь?» Нотации, пространные рассуждения, раздраженные восклицания недопустимы: они только дополнительно отвлекают ребенка от работы.

Иногда нужно напомнить начинающему ученику, чтобы он не писал на полях, чтобы, переходя к нужному примеру, отступал требуемое число клеток. Если он ошибся, не спешите возмущаться.

Лучше по окончании работы помогите найти и исправить ошибки. В отдельных случаях, если ребенок не понял задачи, которую объясняли на уроке, повторите объяснение дома. Но, конечно, нельзя за ребенка решать задачу, проводить вычисления.

Постепенно нужно снижать уровень контроля: сидеть рядом с ребенком не в течение всего времени выполнения им домашнего задания, а только первые несколько минут, пока он достанет все, что нужно из портфеля. Потом можно подойти к нему еще пару раз: постоять рядом несколько минут и снова отойти. К концу начальной школы ребенок должен научиться делать уроки самостоятельно, показывая родителям только готовый результат.

Существуют специальные приемы, направленные на формирование у ребенка внимания, самоконтроля. Один из них – обучение проверке решения

Никогда не ругайте ребенка за исправления, даже если от них в тетради получается «грязь». Самоисправления – это первая форма самоконтроля.

Домашние занятия с ребенком помогут ему в учебе. И все же иногда случается, что ребенок все равно приносит плохие отметки. Отдельные «двойки» и «тройки» - явление, знакомое почти всем родителям. Как вести себя в этой ситуации?

Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело. Может, ребенок забыл выполнить домашнее задание? Неплохо бы в течение нескольких дней, а может быть и дольше, самим родителям последить, все ли уроки сделаны.

Может быть, ребенком плохо усвоен учебный материал? Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

«Двойки», поставленные за неряшливость, «грязь» в тетради – серьезное наказание для ребенка, даже если он не подает вида, что расстроен. 

Родителям достаточно выказать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее.

А бывает, что ребенок получает плохие отметки за устные ответы (иногда и за контрольные работы), хотя и знает весь материал, выучил уроки. Хорошо ответить ему мешает волнение, возникающее каждый раз, когда его вызывают к доске. Такого ребенка надо ободрить, внушить ему веру в свои силы. О плохих отметках не стоит говорить вовсе.

Если беспокойство, волнение в таких случаях велико, то следует посоветоваться со специалистом.

Так же как не следует делать трагедии из «двойки», не надо слишком восторгаться и «пятерками». Ребенок ходит в школу не за «пятерками», а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.

Чрезмерное увлечение родителей отметками приводит к тому, что у детей появляется так называемая отметочная психология. Ее девиз: «Пятерка – любой ценой!» В ход идет выпрашивание: «Не ставьте мне, пожалуйста, «тройку». Я завтра все выучу и расскажу!» Вместо вдумчивого, творческого отношения к учебному материалу начинается зубрежка, подгонка под ответ, списывание. Бывает, что подделываются отметки в дневнике.

В заключение остановимся на одной из самых распространенных родительских жалоб: «Мой ребенок не любит учиться!». Чаще всего она появляется к концу начальной школы. Принимать меры надо быстро – приближается самый сложный подростковый возраст.

Психолог не может давать готовых рецептов. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться. Не сложились отношения с учителем? Возможно, сказался частый неуспех. Школа в сознании ребенка связалась с отрицательными переживаниями: его ругает учитель за невнимательность, то родители  - за полученные «тройки».

Выход один: перестать замечать неудачи,   сосредоточить все внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Пусть они невелики, но вовсе их быть не может. Один ребенок хорошо поет. Другой хорошо занимается на физкультуре. У третьего хорошо идет рисование. Почему же не сделать центром домашних разговоров именно этот предмет? Итак, родителям нужно интересоваться не промахами, а успехами детей.

Но школа – это не только уроки. Ей придают привлекательность и кружки, секции. К сожалению, когда ребенок неважно учится, родители порой решают: «Нечего тратить время на дополнительные занятия. Пусть лучше подольше посидит над домашними заданиями». Детская жизнь обедняется, не используется один из важных рычагов воспитания положительного отношения к школе.

Подчас подлинной причиной родительских тревог оказываются трудности в общении со сверстниками. Это частый источник напряженности в отношении ребят к школе. Приятно ли каждый день приходить в класс, где у тебя нет ни одного настоящего друга?

Положение и в этом случае не безвыходное. Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой (по 2-3 человека). Устраивайте совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем у вашего ребенка налаживается контакт, постарайтесь познакомиться семьями, чтобы взаимные визиты стали регулярными. Рано или поздно ваши усилия обязательно приведут к успеху.

Удачи!

Режим и график работы

ЧОУ "Православная гимназия" работает по модели «Школа полного дня»  (8:оо – 17:оо)

  • начальные классы – пятидневная учебная неделя;
  • средние и старшие классы – пятидневная учебная неделя.

Контактная информация

Частное общеобразовательное учреждение "Православная общеобразовательная гимназия"

Адрес:   601501, Владимирская область, город Гусь-Хрустальный, улица Интернациональная, дом 52
Телефон:   +7 (49241) 2-68-56

Директор ЧОУ "Православная гимназия" иерей Владимир Александрович Тупиков

Часы приема - среда с 14:оо до 16:оо.

Схема проезда